Евгений Кустов (Лучинкин) Персональный сайт "Занимайся духовным развитием,
но при этом не забывай выносить за собой мусор!" Рам Цзы

Форма входа
Меню
Наши друзья
ТЕГИ
Изба Читальня
Поиск
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
         Следующий вариант, предлагаемый вашему вниманию, принадлежит перу Павла Игоревича Смолина – журналиста и специального корреспондента ТРК «Саяны».

 После того, как мне довелось несколько раз встречаться с Евгением Васильевичем Кустовым (Лучинкиным), а после собрать немногочисленные архивные материалы и весьма противоречивые публикации о нём в СМИ, у меня возникли вопросы, я бы сказал, экзистенциального свойства:

«Как вообще можно рассказывать о жизни человека другим людям? Ведь даты и калейдоскоп событий рождают некий образ главного героя. Но вот насколько этот образ будет соответствовать живому человеку и его подлинным переживаниям?

И – главное, что предстало в моих соображениях: А, собственно, какой цели может служить написание биографии?

Перечитав немалое количество биографических опусов, я заметил, что именно перо биографа рождало образ либо героя, либо страдальца, либо выдающегося человека, чья жизнь должна служить примером для всякого разумного человека.

«Брать пример!» - это у меня всегда вызывало смешанные чувства. Да, конечно, эталоны человеческого необходимы в повседневной жизни, но во мне до сих пор живёт подросток-бунтарь, который хочет создавать собственные эталоны, независимые от каких-либо ценностей и представлений. Такое же отношение я с удовольствием отметил у Евгения Васильевича. Во время беседы с ним я не помню, чтобы он позволил себе доминировать своему мнению и, когда он высказывал какие-то свои соображения, то я чувствовал, что моё право быть при собственном мнении для него безусловно. Это всегда в работе любого журналиста является сильной поддержкой и способствует плодотворной работе.

Евгений Васильевич сразу же поинтересовался: Для чего пишется его биография?

И на мой довольно шаблонный набор ответов, он пояснил:

- Если это обычное выполнение редакционного задания, то основные даты и формальные события можно найти в моей автобиографии, скажем… в обязательном портфолио для допуска к защите докторской диссертации. Дам ссылку. И моё участие в этом случае можно свести к виртуальному согласию на публикацию материалов.

Другое дело, если Вы к любой судьбе человека относитесь как к уникальной и неповторимой части в общей Судьбе человечества, в которой мы органично связаны друг с другом, тогда узнавание как проживает или проживал какие-либо события кто-то из твоих предшественников или современников начинают обретать практическую пользу, а для многих из нас даже необходимость… Вот в этом случае такая работа, на мой взгляд, стоящая и я готов в ней принять участие.

Мне это пояснение понравилось. Я согласился с тем, что не столько даты, личные победы, известность или слава делают чью-то биографию привлекательной для внимания, а именно то, как человек мог прожить то или иное событие в общей канве человеческой судьбы. «Именно прожить! - Подчеркнул Евгений Васильевич. – К моменту нашей с Вами встречи я научился отличать сказанное и сделанное, именно как выбор, определяющий каждый поступок и вообще всю жизнь. Человек столь уникальное существо, что способен сотворить целый мир. Не научившись отличать сказанное и сделанное или, говоря библейским языком, отделять зёрна от плевел, я могу создать мир иллюзий, суррогатных ценностей и жить в нём в полной уверенности, что это и есть реальность. Но мы так связаны друг с другом, что в таком случае я неизбежно буду влиять на всё окружающее меня.

Поэтому проживание, то, как оно разворачивается и во что воплощается, для меня самое ценное качество жизни и может представлять настоящий интерес. Сможете написать такую биографию? Верней, интересно ли Вам, Павел, работать над созданием такой биографии? Если да, то я с Вами готов работать…»

Мне это показалось не только интересным, но и увлекательным. Ведь в этом случае биография того же Александра Македонского переставала быть отвлечённым текстом. Я начинал бы сопереживать ему, и с фактами его биографии у меня бы складывалась живая не отстранённая взаимная связь. Каждый выбор Александра теперь бы представал не только формальной констатацией исторического свершения из учебника истории, а частью истории моей собственной судьбы и начинал соотноситься с моим собственным проживанием, проявлял моё личное отношение и мои выборы. Тогда биография оживает.

Что ж, вот как развернулась биография Евгения Васильевича Кустова:

Павел Смолин (П.С.) - Евгений Васильевич, если биографию человека рассказывать, не упуская его переживаний, и, чтобы передавать её как картину живую, без искажений, так это, наверное, возможно только через диалог, беседу или…

Евгений Кустов (Е.К.) - Или через поэзисный текст.

П.С. – Поэзисный?

Е.К. – Творческий. Любая форма выражения в прозе или стихах. Это уже решает автор. В данном случае Вы, Павел, выступаете в роли сотворца: композитора, поэта, прозаика или изобретательного корреспондента, который может процесс интервью превратить в произведение искусства.

П.С. – Мне это понятно… Вы, Евгений Васильевич, для меня человек неординарный, да ещё и врач, постоянно занимающийся исследованием вопросов души и тела. Поэтому я позволю себе Вашу биографию начать с того, что интересно узнать лично мне.

Е.К. – Это я поддерживаю. Наш собственный интерес любое проживание делает ярким и объёмным.

П.С. – Ну да, как в новомодных кинотеатрах - четыре дэ формат… Итак… Вы хороший человек, Евгений Васильевич? Это я задаю вопрос, начиная Вашу биографию.

Е.К. – Гм… Однако… Я так понимаю, Вы сразу предлагаете мне выбрать по какому алгоритму рассказывать о себе – по линейному или по Делёзу и Гваттари, используя объёмность ризомы, когда есть и «хорошее» и то, что мы привыкли называть «плохим»? 

П.С. – Да. И то, что между «хорошим» и «плохим». Хотя, признаюсь, что Жиля Делёза так и не смог осилить, сколько не пробовал.

Е.К. – А Вы попробуйте почитать «Феноменология Души» Владислава Лебедько. Мне кажется, что он передаёт понятие ризомального восприятия просто и доступно.

П.С. – Спасибо, конечно. Ну да как?

Е.К. – Ну дак?.. Конечно, я «хороший». Правда моё невежество всякий раз всё хорошее во мне подвергает испытаниям. И так ловко подвергает, что я света белого не вижу из-за «плохого» во мне. Грешен, батюшко… Шибко грешен. Точней будет сказать, что я хороший плохой или плохой хороший. Это в традиции дзен ещё называется золотой серединой, которая не посередине. Я такой, каков есть. И бывает, что оступаюсь, падаю в глазах своих. Вновь поднимаюсь, и снова падаю. И, набивая шишки, совершая счастливые открытия, учусь быть человеком.

П.С. – А, если без иронии… Помните свой первый грех?

Е.К. – Первого не помню. Да и не считал. А скелеты из шкафа регулярно выпадают. Как только начинаю примерять ангельские крылья – так тут же спотыкаюсь о камень, что бросил когда-то…

П.С. – А самый тяжкий грех для Вас это какой?

Е.К. – Бога в себе предать. Душу свою. Своё – Миром тебе данное и не тобой порождённое.

П.С. – Боюсь, читатель не поймёт такую абстракцию. Сочтут за нью эйджевское клише.

Е.К. – Что ж Вы за читателя-то решаете? Да и не для него я сейчас говорю, а отвечая на Ваш интерес. Сейчас вот вспомнил, как в детстве предал девочку-соседку. Что к чему… А в пылу какой-то детской обиды оговорил её в проступке, который она не совершала. Теперь это для меня уже даже не стыд, а напоминание, чтобы не зарывался на Пути духовного становления. Благодаря таким вот вспоминаниям я понимаю, что, скорей всего, и Пути-то такого нет. Есть жизнь и мои поступки в ней. Духовные они или нет – это не мне решать. Духовное и решит. Моя же стезя – человеческая. Вот тут я - хозяин и мне решать, мне и ответ держать, если что.

П.С. – Мерить свои поступки совестью?

Е.К. – Наверное, так. Искренность и совесть – суть одного качества – непосредственности в общении с Миром. Это библейская поэтика – «станьте аки дети».

П.С. – Евгений Васильевич, Вы уже поняли, что я начал с вопроса о «хорошем», как раз для того, чтобы определиться с дальнейшим повествованием, с его основным - изначальным критерием.

Е.К. – Я понимаю.

П.С. – А как Вы определите свою жизнь? Ведь Вы ещё живой и имеете возможность рассказывать о себе самом, а не быть жертвой чьих-то интерпретаций.

Е.К. – Я живой. Я живу! Учусь жить так, чтобы интересно и радостно жилось. Только тогда игры в правильное и в неправильное исчезают. Нет нужды участвовать в гонке за каким-то идеалом. Я принимаю с очередным вздохом-выдохом необходимость проживать всё, что со мною происходит и при этом умудряться оставаться человеком, со всеми его хочу-не могу, за-против, дам-не дам, моё-не моё…

П.С. – Исчезает двойственность Мира.

Е.К. – Да. Я иногда смотрю, как меняется моё восприятие моей жизни. И, знаете, Павел, почти всегда нахожу что-то новое. Что-то, что меня будоражит и заставляет оживать для новых свершений. Я вспоминаю своих родителей, которые не смогли быть вместе. Я в детстве отца, которого видел редко, пытался превратить в «источник своего благополучия», тянул из него деньги… Для чего? Тогда не знал. Просто, чтобы покупать конфеты. Или, чтобы в кармане деньги водились. А позже очень горевал, что не общался с ним. Скорей осуждал его с детской жестокостью, что он маму оставил. А, когда он виделся с нами, то грубил и сильно обижал её. Сейчас-то я понимаю его. Отец вырос в детдоме и не получил понятия своего. Так сухим листом на ветру и жил – куда занесёт. Мучился от этого, но ничего путного ни для себя, ни для нас сделать не сумел. И умер в 40 лет только потому, что заботиться о себе не научился. Слишком поздно обратился к врачам…

П.С. – А Вы не потому ли решили выбрать профессию врача?

Е.К. – Может быть и поэтому… Но довольно хорошо помню мотив своего выбора – не хотел быть беспомощным в трудных жизненных ситуациях, когда кто-то или я сам нуждался в помощи.

П.С. – Как детство прошло?

Е.К. – Да оно не прошло. Я до сих пор чувствую себя ребёнком. Не понимаю, что такое быть взрослым.

П.С. – Не солидным?

Е.К. – Да нет, взрослым. Напустить на себя солидность могу, если возникает необходимость. Я ж понимаю, когда и кем необходимо быть. Ну, хотя бы на уровне уважительного отношения к чьим-то предрассудкам.

П.С. – А что предрассудки необходимо уважать?

Е.К. – У Ваших родителей есть предрассудки?

П.С. – Наверное…

Е.К. – Ну, какие?

П.С. – М-да… Они считают, что мне давно пора жениться… И отец частенько меня склоняет к тому, чтобы я копил состояние… Дачу там строил… Для них это показатель независимости.

Е.К. – Хорошо. И как Вы с этим? Игнорируете? Спорите?

П.С. – Да нет, я давно уже не спорю. Это их представления. Представления их поколения… Ну, да… Я понимаю про учитывание предрассудков. Да как же про детство?

Домик в деревне

Е.К. – Про детство? Бабушка моя – Феоктиста Михайловна говорила: «Где родился, там сгодился».

 Это сейчас вспоминаю... Моя неуёмная натура поводила меня по свету, ан всё одно вернулся в родные края. И не жалею. Чувствую, что здесь я на своём месте. И здесь я нужен! Даже потому, что я просто есть.

Кстати, я родился в Сибири. Бабушкиных родителей ещё при царе за что-то сослали. Вот они и осели в глухомани возле старого сибирского тракта. Большевики пришли – раскулачили и сослали в ещё большую глухомань. Но они и там выжили. В них порода была крепкая и с родовым достоинством. Одно плохо - ничего не рассказывали детям о предках. Это почему-то было под запретом.

Мне известно, что война отняла у меня деда, он без вести пропал под Ленинградом, и голод страшный унёс маминых братьев и сестру. Бабушка после войны маму спасла тем, что выправила ей паспорт и в город отправила учиться. У мамы руки были золотые. Могла изобретать, воплощать, организовывать. И в городе не пропала. Пошла на швею учиться. Стала модельером. А с отцом познакомилась, решила себя посвятить семье. Нам с братом, то есть. Не голодали, но достатка не было. У мамы был талант из ничего делать удивительные вещи. Так, что нам завидовали как состоятельным. Да и мы с братом родились со способностями. Учились легко. Люди нас окружали отзывчивые. Дружно жили. Мама рассказывала, когда у меня самого семья появилась, что с уходом отца для неё мир изменился. Она его очень любила. Что-то важное с ним ушло и смыслом для неё стали мы. Однако она никогда и ничем не ущемляла нас. Воспитывала тем, что сама была живой. И мы с братом не через нотации и правильные установки становились людьми, а тем, что видели какая у нас мама, как она справлялась с трудностями и в любой ситуации оставалась человеком.

П.С. – На судьбе Вашей семьи война оставила свой след?

Е.К. – Да как на всех советских… Я как-то «огляделся» вокруг себя и не нашёл ни одной семьи, в которой бы кого-то не убило или не покалечило… Могилу деда до сих пор найти не могу…

П.С. – Ищите?

Е.К. – Да. Бабушка просила…

 

Ремарка: по подсчётам потерь населения СССР за годы войны по данным ВЦИОМ:

К началу войны население СССР составило                               197 100 000 чел.

Естественный прирост населения за 1941-1945 г.г.                15 400 000 чел.

К 1946 г. население СССР должно было бы равняться           212 500 000 чел.

Однако в это время оно равнялось лишь                                   168 500 000 чел.

Следовательно, потери населения за время войны               44 000 000 чел.

 

Жертвами войны стали миллионы мирных граждан. Более 3 млн. гражданских лиц погибло от боевого воздействия в прифронтовых районах, в блокадных и осажденных городах, от голода, обморожений и болезней. 7,4 млн. советских людей преднамеренно истреблены гитлеровцами на оккупированной территории. 5,3 млн. советских граждан насильственно вывезены на работы в Германию. Из них 2,2 млн. человек погибли в фашистской неволе, 451 тыс. не вернулись по разным причинам и стали эмигрантами. На 4,1 млн. человек сократилось население на оккупированной территории в результате повышенной смертности от жестоких условий оккупационного режима (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи). По причине повышенной смертности умерли 1,3 млн детей из числа родившихся в годы войны.

Огромная территория на западе СССР к маю 1945 г. была практически в руинах. Материальный ущерб, нанесенный стране войной, равен потере почти 30% её национального богатства. (Для сравнения: в Великобритании — 0,9%, в США — 0,4%.) Враг полностью или частично разрушил 1710 городов и поселков, более 70 тыс. деревень, около 6 млн. зданий; лишил крова 25 млн. человек. Уничтожены почти все находившиеся на этой территории заводы, фабрики, шахты; 65 тыс. км. железнодорожных путей; разграблены музеи и библиотеки. Восстановление хозяйства к концу войны свелось здесь большей частью к разборке завалов; ремонту сохранившихся сооружений; вводу в строй предприятий, наименее пострадавших от разрушений или крайне необходимых для военных и хозяйственных нужд, восстановлению железнодорожных путей. К концу войны промышленность освобожденных районов обеспечивала выпуск 30% объема довоенного производства.

 в полеТруднейшее положение к концу войны сложилось в деревне, на которую приходятся гораздо большие по сравнению с городом человеческие потери. (На одного мужчину 21-23 лет в послевоенной деревне среднем приходилось по 5 девушек-ровесниц.) Хлебозаготовки почти подчистую опустошали запасы колхозных и личных хозяйств. В освобожденных от оккупантов сельских районах на месте многих сел и деревень остались только печные трубы. 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного скота было угнано в Германию или уничтожено. Возвращавшиеся на родные пепелища жители вынуждены были начинать всё с начала: обзаводиться жильём, скотом, орудиями производства, семенами. Помощь этим районам ложилась дополнительным бременем на крестьянство, не пострадавшее от оккупации. Весной 1944 г. ценой чрезвычайных усилий на освобожденной территории удалось засеять 60% посевных площадей.

До сих пор историки спорят в отношении числа погибших и пострадавших во время ВОВ. Но мне радости войныочевидно, что все эти цифры исчисляются миллионами. Для меня так же важно понимание, что все граждане СССР перенесли жестокие страдания, которые имеют трагические последствия до сих пор. Семья Е.В. Кустова живое тому подтверждение. За годы войны у Феоктисты Михайловны Мальцевой - бабушки Евгения Васильевича – умерло от голода и болезней, с ним связанных, 3-е детей. Сама Феоктиста Михайловна работала за трудодни в колхозе по 16-18 часов. Личное хозяйство пришло в упадок. Василий Николаевич – дед Евгения Васильевича - пропал без вести в районе боёв за Синявинские высоты, где до сих пор поисковые команды находят безвестные захоронения бойцов Красной Армии. Население деревни Лучинкино, располагавшееся за Уральскими Горами с 1941 до 1946 года сократилось более чем наполовину, в связи с прямыми и косвенными потерями людей. И в течение последующих 25 лет перестало существовать как населённый пункт, утратив формальный и хозяйственный статус, по причине катастрофического убытка населения.

П.С. – А какие у Вас сохранились яркие впечатления из детства?

Е.К. – Атмосфера запомнилась. Люди в 60-е годы начали жить с каким-то упоением. Песни тех лет – «Ландыши», «Последняя электричка», «Увезу тебя я в тундру», «Я - Земля!» - до сих пор у меня вызывают светлые чувства. Пионерские лагеря, в которых я проводил всё лето. Ну и «Школьные годы чудесные!..». Такое впечатление, что, оставшиеся в живых, жили не только за себя, но и «за того парня», «когда-то не пришедшего с войны». Я уж не говорю о начале полётов в космос. Почти все мальчишки грезили профессией космонавта. Мама в те годы была вынуждена переехать из Алтайского Края на север Зауралья, где началось активное освоение Севера. На Алтае жилось трудно, очень трудно. В магазинах продуктов не было. Бедность беспросветная. Даже, если кто зарабатывал какие-то деньги, то в магазинах продукты были редким гостем, и использовать деньги не было возможности. А север Сибири наводнили геологи, нефтяники и романтики всех мастей. Началось великое освоение богатств Сибири. Настроение у людей я бы назвал «эпохой сбывающихся надежд». Вот тогда отец и исчез из семьи. Затерялся в этой круговерти всеобщего энтузиазма, оставив маму один на один с заботами о семье, о нас двоих сорванцах. Наверное, поэтому я вырос в деревне, среди людей, впитавших в себя все противоречия советского времени, но при этом сохранивших крестьянскую основательность и остатки народной культуры. И, может, поэтому я рано повзрослел и начал воспринимать жизнь не только со стороны беспечного детства. Учился и где мог подрабатывал, «на шее мамы» и старшего брата «не висел».

Города Западной и Восточной Сибири в 70-е годы были интернациональными. Со всего Советского Союза на освоение нефти и газа съехались азербайджанцы, башкиры, русские, украинцы, татары… И это превращало улицы в необыкновенную смесь культур.

 

Ремарка:

нефтяная елка

На территориях севера западной и восточной Сибири с начала его активного промышленного освоения в области нефти и газа по данным переписей населения 1979, 1989 годов и микропереписи 1994 года проживают: русские, татары, украинцы, манси, ханты, ненцы, белорусы, казахи, узбеки, грузины, азербайджанцы, армяне, молдаване, таджики, башкиры, ингуши, чеченцы, кумыки, лезгины, осетины, марийцы, мордва, удмурты, чуваши, евреи, коми-пермяки, немцы, греки, поляки.

За тридцать лет (с 1959 по 1989гг.) городское население регионов Тюменской области выросло в 6,8 раза (при росте всего населения в 2,8 раза), превысив в 3,8 раза соответствующий рост в Российской Федерации. Ещё более высокими темпами росло городское население районов непосредственной нефтегазодобычи. В ХМАО городское население увеличилось в 34,3 раза, в ЯНАО - 17,4 раза, при росте всего населения в них соответственно в 10,2 и 7,8 раза.

нефтяные просторыМир для нас – тогдашних мальчишек и девчонок - был многоликим и необыкновенно интересным. Дружно жили. Я тогда хорошую прививку космополитизма получил. Не важно киргиз ты или гондурасец, главное, чтобы человеком был хорошим.  

П.С. – Ну вот, теперь и Вы о хорошем…

Е.К. – Да, я в пионерском детстве по этому поводу особо не мудрил. Было ясно, что такое «хорошо», а что такое «плохо».  А ещё - партия за нас думала.

П.С. – Пионером, конечно, были?

Е.К. – Конечно. И пионером, и октябрёнком, и комсомольцем. Всё как полагается. Все лучшие и всё лучшее было в коммунистических организациях, чтобы сейчас не говорили. Общечеловеческие идеалы во чтобы их не рядили, таковыми и являются. А идеалы в советское время были правильными, то есть правили нас как надо.

Наверное, я могу благодарить маму, что детство моё было настоящим детством. Состояние близкое к тому, что отображено на картине Марка Двое над городомШагала «Двое над городом» - медленное, отстранённое парение над крышами домов, над их обыденной жизнью. Сейчас могу сравнить это с волшебством, которое необходимо оплатить самой дорогой монетой. Я не знаю какой… Вряд ли это можно назвать счастьем. Нет, определённо - нет. Скорей – это была возможность созерцать жизнь в чистом и непосредственном виде, что предопределило мою дальнейшую судьбу. Что даёт такое созерцание жизни? Когда я, в силу своей профессии, соприкасался с судьбами людей разных социальных групп – от потомственных зэка до доморощенных олигархов – то в детстве почти у каждого случалась или даже постоянно происходила некая драматическая притыка, погружавшая все воспоминания о детстве в некую неприятную тень, которой касаться даже воспоминаниями никому не хотелось. А моё детство несёт свет бережного общения Мира со мной, словно Его огневые стороны только освещали моё восприятие, однако не сжигали.

Один мой знакомый егерь как-то прокомментировал мои впечатления о детстве: «Эт, братец, похоже, тебя Жисть готовила к тому, штоб о себе рассказывать». Может и так… Какой талант у меня проявился в числе первых – так это способность наблюдения за происходящим и занимательное пересказывание увиденного.

Для меня способность замечать и вИдеть как колышется на ветру степной ковыль или трепещет крыльями мотылёк у ночника - является очень ценной способностью, непревзойдённым подарком судьбы.

П.С. – Не потому ли Вы написали несколько довольно интересных книг? 

Е.К. – Скорее всего… Одно время мне очень хотелось донести до людей некоторые свои впечатления о том, что они «не заслуженно» пропускают мимо, и, впоследствии, из-за этого страдают.

П.С. – Хотелось «открыть» людям глаза?

Е.К. – Да, хотелось…

П.С. – И что? Желание сейчас пропало?

Е.К. – А грань очень тонкая между поучениями и отображением многоликости действительности. Жизнь довольно жёстко мне показала, что Она мудрей самых «мудрых» моих мыслей о Ней. Все книги, созданные мной, возникли больше от внутренней необходимости самовыражения, чем от страсти самовыразиться.

П.С. – А в чём разница?

Е.К. – Страсть самовыражения всегда подменяет свободу выбора у твоего слушателя или читателя. В ней присутствует гордыня самости, искажение подлинного. Когда несёшь весть осознанную и осмысленную, то это в первую очередь ответственность за каждое слово. Для меня стезя писателя и поэта – всегда представлялась как тяжкий крест, который можно нести только, если это твоё предназначение. Это как детей вводить в наш мир и всю жизнь за них отвечать. Вам ли не знать, что словом можно как исцелить, так и искалечить.   

П.С. – Планку Вы себе высокую ставите.

Е.К. – По иному - не представляю. Все настоящие поэты, врачеватели и педагоги способны словом исцелять.  

П.С. – Вы говорили, что Вам учёба давалась легко… А как складывалось после окончания школы? Я читал в статьях о Вас, что Вы много где учились. Даже военным были, а стали врачом… И, потом, эти слухи про то, что Вы долгое время прожили в тайге…

Е.К. – Вопрос – кому нужно создавать такие легенды? Может тем, кто нуждается в некоем ореоле таинственности своего кумира? Тем, кто предпочитает прятаться за чьим-то надуманным авторитетом? Конечно, очень «круто» внимать человеку, проведшему многие годы в состоянии медитации где-то в заснеженных горах и не слышать простые и разумные доводы собственной тётушки, которую видишь каждый день, да и не всегда в приглядном виде. Мне это говорит, что такой бедолага не позволяет себе слышать своё собственное разумение. Ведь у каждого из нас есть житейский опыт и свои таланты.

П.С. – У каждого?

Е.К. – У каждого. Хотя бы по той причине, что мы органичные части Целого, каждая из которых является столь же органичным отражением этого Целого. То, что мы способны заблуждаться по невежеству, ещё не повод вычёркивать себя из списков владеющих разумением.

П.С. – По моим представлениям разумных людей маловато.

Е.К. – А неразумному катиться по жизни проще. Вроде как ответ держать за свои поступки тогда не приходится. Но мы же не амёбы, которые вынуждены только приспосабливаться, нам дано учиться Жизни, слушать Её, чувствовать, взаимодействовать с братьями по разуму и со всем остальным богатством мироздания.

П.С. – Как-то «правильно» получается. Слова у Вас фундаментально правильные. А как с поступками?

Е.К. – А как раз поступки для меня и есть критерий соответствия. Я или кто-то может вещать чуть ли не библейские истины, но в делах повседневности оказываться банальным прохиндеем.

Вот про планку моих жизненных критериев Вы сказали, что она высокая – это, особенно в юности, меня подводило порой к пределам моих реальных возможностей. Нужно же было соответствовать, а я не соответствовал… Как оказывалось на деле либо какими-то качествами обладал только в своём воображении, либо не хватало освоенных способностей.

П.С. – Ну да, типа умом я уже в коммунизме живу, а на практике ещё пещерный человек.

Е.К. – Вроде того… Благодаря такому вот идеализму я попадал во всякие неприятные истории.

П.С. – В какие? Вы же понимаете, что ничто так не характеризует человека, как живые примеры.

Е.К. – Я иногда вспоминаю, что в детстве не редко проявлялась моя безалаберность или то, что я называю безалаберностью, несерьёзность в поведении. Везде хотелось успеть, всюду, где интересно поучаствовать, а впечатление у старших товарищей – вожатых, воспитателей или руководителей – видимо производил. Набирал всяких общественных поручений и не всё успевал доделывать до конца. Нет, конечно, старался, грамот и благодарностей всех пионерских и комсомольских мастей получил не мало, но не было для меня в этом основательности что ли, серьёзности. Скорей преобладало стремление казаться, а не быть. И вот эта самая высокая планка критериев качества жизни меня самого разоблачала. Если бы не мама и старший брат с их строгими и бескомпромиссными оценками моих поступков из меня вырос бы очередной «строитель коммунизма» в кавычках, когда шуму много, а дела нет.   

П.С. – Что суровое семейное воспитание было?

Е.К. – Как раз нет. Мама добротой и терпением помогала мне справляться с моей подростковой слепотой. И ещё верила в меня. Я эту веру чувствовал настолько сильно, что после какого-то очередного проступка у меня просыпалась совесть и понимание причины своего промаха. Так что, устраивать мне головомойку необходимости не возникало. Да и Олег – мой брат – поддерживал меня только в настоящих «пацанских» делах, а за прохиндейство мог и подзатыльник отвесить. А ещё мне очень везло на друзей и наставников, людей с которыми в разведку можно идти. Именно в юности все общечеловеческие ценности стали для меня мерилом каждого поступка. И за понимание правильности я заплатил немалую цену – своими детскими обидами, шишками, синяками и безвозвратной утратой чего-то очень ценного для меня, как для ребёнка – невозможности общаться с любимым человеком, уходом друга, не свершившимися надеждами…

продолжение...

Наверх
  • Счётчик
  • Счётчик
  • Счётчик