Евгений Кустов (Лучинкин) Персональный сайт "Занимайся духовным развитием,
но при этом не забывай выносить за собой мусор!" Рам Цзы

Форма входа
Меню
Наши друзья
ТЕГИ
Изба Читальня
Поиск
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Март » 1 » Алгоритмы восприятия по Шерлоку Холмсу
11:00
Алгоритмы восприятия по Шерлоку Холмсу

Актуальные вопросы адекватного восприятия А.В.А.В.

Перед врачом практиком, избравшего (по неведению или вполне сознательно) стезю борьбы за здоровье человека, неизбежно возникает дилемма: Если сам нездоров, то не стоит ли начать исцеление с себя, прежде чем браться за исцеление больного или «А ну ево - Хипократа етаво!»?

Возможно, что для врача кардиолога ещё простительно страдать от сердечного недуга, но при этом бороться за спасение своих подопечных. Однако для психотерапевта или логопеда наличие психоневрологических нарушений явно отразится на способности эффективной помощи.

Изречение: «Врачу - исцелись сам!» - вам известно, ибо является священным догматом медицины. Само слово исцеление, по сути, есть обозначение процесса возвращения (или обретения) целостности. Вопрос в том, как мы способны воплощать своё понимание целостности в повседневной жизни. Ведь есть же разница между способностью всё объяснять и способностью понимать то, как оно есть на самом деле.

Те психотерапевты, кто уже наелся «чудесами Лурда» и вдоволь насладился триумфами своих побед над химерами человечьих заблуждений, наверняка заметили, что эти победы лишь временная вспышка надежды на выздоровление, суровые же будни дальнейшего пребывания в сём мире требуют полновесного исчерпывания всей причинно-следственной цепочки структуры пациент-болезнь.

Можно обладать энциклопедическим набором всевозможных медицинских терминов и понятий, в том числе экзотических (то есть никому кроме обладателя неизвестных), при этом ловко вставлять их в формулировки диагноза или в ходе консилиума, но при этом оставаться в западне отгороженности от реальности по причине плохо осознаваемого процесса постоянного самоутверждения. Какая уж тут помощь? К такому специалисту своего ребёнка лечиться вряд ли поведёшь, даже если у него все стены будут увешаны дипломами и сертификатами.

«Нашему дорогому» Шерлоку Холмсу принадлежит слава самого известного детектива. Но так ли это? Давайте посмотрим.

Для того чтобы распутать клубок таинственного убийства или разорвать паутину тщательно скрытого изощрёнными в обмане преступниками злоумышления, Шерлоку Холмсу приходилось воссоздавать картину происшествия, начиная от частного и двигаясь к общему. Однако без одновременного применения индуктивного метода, то есть от понятийного поля общего, на котором все разрозненные факты выстраиваются в долженствующем порядке, плоды дедукции повисали бы в пространстве неопределённости. Это подобно труду мастера ковроткачества - стежок одного цвета, другого… Для стороннего взгляда наблюдателя «волшебным образом» эти стежки сливаются из малопонятной цепочки хаотических узоров в дивную картину единого и целостного сюжета.

Вероятней не Шерлок Холмс, а инспектор Лестрейд является истинным детективом. Помните, как ловко он соединял частные факты преступлений в общую картину? И вот уже в обстоятельственном раскладе его мира сам убиенный идёт, тщательно запирает за убийцей двери, а затем осторожно, дабы не разбрызгать крови из ран, возвращается к месту убиения. Для того чтобы воображаемое совпало с действительным и объяснило происшедшее, даже невзирая на явные пробелы в реконструируемой картине, Лестрейд готов наделить преступника некими сверхъестественными способностями. Только логикой абсурда можно соединять несоединяемое. Вот тогда всё «сходится» - «чёрное» вполне может превратиться в «белое», а «белое» (ну очень надо!) – в «чёрное», и можно заняться раскрытием других преступлений. «И пусть всякие там Шерлоки Хо-олмсы не считают себя самыми умными!»

Если Лестрейду, да и вообще любому другому человеку предпочитающему общаться с миром посредством логики абсурда, указать на явные несоответствия в «цепи его рассуждений и выводов», то он, в лучшем случае, произведёт косметический ремонт убогой конструкции представлений. Но обычно на критика или навешивается ярлык агрессора и против него объявляется священная война, или его «вычёркивают из списков живых», чтоб не мешал «сволочь эдакая» «целостной картине мира» (эффект тотального вытеснения).

Нам с вами известен наиболее классический спор всех времён и народов: что первично материя или сознание? И вкупе с этим - курица или яйцо?

Но если рассматривать эти два «качества» не как взаимоисключающие процессы, а как части целого, то противоположности становятся органическим единством.

Большинству из психотерапевтов известен феномен тупика, когда после очевидных успехов при введении пациента в контакт с причиной вызвавшей невроз и начальных шагах психосоматической реабилитации, возникает необходимость каждодневной рутинной работы над своими проблемами с целью адекватной интеграции и усвоения провленного материала. Тут-то, немного помыкавшись, ваш подопечный либо впадает в уныние, либо предаётся саботажу, либо вообще уходит к тем горе-врачевателям, кто «не мурыжит всякой научной ерундой, а прописывает пилюли и все дела».

Можно, конечно, с высоты кафедры верхней собаки заявить, что, де мол, плохо работаете, батенька, верно, вам «профессионализьму» не хватает.

Да, наверное, не без этого. Но будь психотерапевт Иисусом Христом от психотерапии, как учит история, он не в состоянии (да и не вправе) сделать выбор и воплотить его в жизнь за своего подопечного. Мы можем только актуализировать интерес к выздоровлению и профессиональным воздействием обеспечить этот интерес к адекватному осуществлению.

Многие из наших пациентов, (да и мы сами не исключение) выбирают действование по пути наименьшего сопротивления, упорно придерживаясь малодушия и потакая силам ограниченности уже освоенного и известного, предпочитают растрачиваться на оправдания неудач, а не на само решение проблемы.

Благими призывами к разуму и грамотными теоретизированиями ситуация заболевания не исчерпывается. Не так ли?!

А что нам более или менее известно о причинах, заставляющих пребывать в объятиях самообмана? Ведь не секрет, что даже при всей очевидности разделённости адекватного общения с миром и его законами, пациент скорее предпочтёт «уют привычного невроза», чем гарантированный путь выздоровления, сопряжённый с совершением «негарантированного количества труда» для его прохождения.

При исследовании возникшей проблемы мы неизбежно упрёмся в необходимость выбора. Ведь чтобы начать совершать маломальское действие я должен принять решение. И вот я его принимаю. И вот я начинаю действовать. Неизбежно (по законам физики этого мира) возникает сопротивление. Сопротивление среды внешней и внутренней. Внешней - преодоление стереотипов социальной обусловленности, установившихся традиций и существующих догматов и т.д... Внутренней - освоение необходимых навыков, изменение привычек по необходимости совершения труда для должного изменения обстоятельств, привычного ритма бытия, поддержания процессов самих изменений и перевода их из случившихся в постоянные и т. д…

Если в космос берут только некурящих, а я заядлый курильщик, то эту привычку придётся принести на алтарь своего решения, не так ли?.. Сколько сил на это преодоление потребуется!?

Достаточное количество сил на это потребуется!

И как бы не мытарился человек в поисках «где бы ему попроще, где бы подешевше», если беременность требует 100% вложений, то достижение 99% к ней не приведёт, только требуемые 100!!!

Поэтому сколько бы не манкировал инспектор Лестрейд, выдавая «белое» за «чёрное» в угоду отчётности по криминалу, преступления он по факту не раскроет. Правда, он найдёт какого-нибудь бедолагу да и спишет на него запутанное дельце для отчётности.

Предлагаю обратиться к причинам успехов Шерлока Холмса. В отличие от своего профессионального коллеги он явно не потакает наличию слепых пятен в цельной картине, то есть на языке психологии он принимает факт их наличия даже в ущерб своей признанной «гениальности» и желаниям не оказаться в результате очередных исследований «в дураках». Назовём этот непопулярный подход принципом принятия того, что есть на самом деле.

О, как это нелегко идти по пути негарантированного успеха! В представлениях о себе я уже Спаситель Мира, а в действительности всё ещё ищу мамку, чтобы та сопли мне подтёрла да за юбку дала подержаться, если бабайка испугает.

Вспомним ещё одно - принципиальную механику любого сознательного процесса. Совокупность фактов при взаимодействии с миром мы должны соединять по некоему алгоритму сборки. В любом случае!

В мире компьютерной технологии никакая операционная система функционировать не сможет до тех пор, пока не задан определённый алгоритм сборки. В настоящее время их несколько: Макинтош, Windows, Unix и др. Обработка данных одной операционной системы в другой невозможны (за исключением универсальных). Невозможно!!! по несовместимости самого принципа сборки. Как несовместимы алгоритмы сборки восприятия (АСВ) Шерлока Холмса и инспектора Лестрейда.

Теперь попробуем объединить данные. Инспектора Лестрейда мы не можем упрекнуть в исключительном использовании дедуктивного метода, так как тогда исчезает возможность существования поля реализации, без коего вообще невозможно разворачивать какое-то ни было действо. Нет, конечно, в его действиях присутствует и индукция - от общего к частному. Но опять же: как, чёрт возьми, он будет оперировать со сборкой фактов, каковым принципом будет определяться его АСВ?!

Поле игры, как известно, может появиться при наличии обязательного минимума - трёх параметров, определяющих физическую плоскость. На языке психологии создание поля игры становится возможным при наличии объекта (участника), цели его действия, определяющей направленность совокупности действий и определение правил самой игры. И в зависимости от конкретности цели, действий ей соответствующих, и адекватности правил - будет воплощаться сама игра.

Для человека АСВ основывается только на двух возможных принципах, назовём их: эгоцентрическим (принцип инспектора Лестрейда) и не эгоцентрическим (принцип, по которому действует Холмс). (Ради чистоты эксперимента я попробовал «изобрести велосипед» и найти третий, но пришёл к выводу, что природной необходимости в третьем или четвёртом принципе нет). Эгоцентрический принцип АСВ подразумевает возможность жульничества с реалиями мира в угоду своего невежества, своего мнения, своих предрассудков - путь наименьшего сопротивления. Не эгоцентрический - требует от избранника полного соответствия тому, что есть на самом деле - это путь наибольшего сопротивления.

Напрашивается вывод, если наш пациент, пусть даже обладающий недюжинным интеллектом и знаниями, будет руководствоваться АСВ на принципе эгоцентризма, качественно! помочь ему будет невозможно. Он изначально разделён с миром по мере своих представлений о нём, соответственно будет вынужден общаться с миром посредством «врунов переводчиков», которые в угоду своему эгоцентрическому тирану обязательно начнут «белое» переиначивать в «чёрное». Или, наоборот, в зависимости от необходимости манипулирования ситуацией. При этом с маниакальным упорством он будет отстаивать уже достигнутое и понятое как истину в последней инстанции.

Попробуйте, при эгоцентризме, как определяющем принципе АСВ, изменить хотя бы одну мелкую привычку. Врачу практику известно, что подобно гидре, на месте отрубленной головы появятся две новые. Потому как эгоцентрик (ЭЦ) с миром не сотрудничает, а манипулирует им, основываясь исключительно на существующем раскладе дискретной личности.

Можно охарактеризовать дискретность личности как результат негармоничного развития человека, когда вместо интегрированного её устройства мы имеем хаотичный набор персональностей и трудноисчислимое количество слепых пятен неведения (тера инкогнито), закапсулированных комплексов - незавершенных процессов взаимодействия объект-среда-объект и т.д.

Для обретения более или менее целостного представления рассматриваемой темы необходимо упомянуть о понятии мотива и условности.

Мотивация бывает определённой или неопределённой. Неопределённая мотивация приводит к тому, что наши благие намерения заканчиваются совсем не там, где мы полагали. В случае наличия неопределённой мотивации она нами руководит, а не мы ей, то есть возникает ситуация абсурда, когда хвост виляет собакой. Иными словами при АСВ по ЭЦ типу возникает феномен культа личного мнения. Именно он будет руководящим хвостом инспектора Лестрейда.

Определённая мотивация позволяет нам более эффективно использовать собственный потенциал возможностей и их использование.

Условность отношения к себе и к миру в случае передвижения через трясину может привести к трагедии. Если неадекватно оценить твёрдость следующей кочки, можно не условно утонуть. Насколько я адекватно оцениваю каждый свой шаг - я обеспечиваю весь дальнейший расклад по жизни или в противоположность - к её летальному завершению.

Возьмём иллюстрирующий пример, когда встречаются врач и пациент. Начнём с врача. Если он эгоцентрик - его АСВ рисует картину взаимодействия врач-пациент-проблема только условно. ЭЦ не способен воспринимать мир как он есть. Для этого ему пришлось бы принять, что в текущей ситуации опираться исключительно на опыт прошлого, на все свои достижения это потакание стереотипной условности, своего рода упование на развешенные по стенам грамоты, сертификаты и дипломы, но никак на настоящий расклад всего многообразия динамики жизни.

Настоящий расклад может содержать в себе неконтролируемую усталость, притупление необходимого внимания, а, соответственно, невозможность тактичных взаимоотношений и адекватного использования профессиональных навыков. Прибавим к этому, что врач - тоже человек и его реакции на пациента могут стать результатом шаблонной оценки, без должного учёта личностных особенностей. В целом полученные данные будут собираться АСВ в картину мира исключительной субъективности, которая может оказаться или близким к действительному раскладу или ошибочным. Пациент неизбежно вовлекается в игру «русская рулетка» - подпадает под пяту Закона Случая, что для целительства крайне не желательно.

Если же врач способен отнестись к себе не условно, он перестаёт участвовать в чехарде её упрощений и начинает лечить пациента, а не болезнь. Это пациенту простительны игры разума. Потому это он пришёл за помощью, а не наоборот. Так что в любом случае, коллеги, придётся начинать с себя…  

 

Автор: Кустов Евгений Васильевич

врач-психотерапевт

e-mail – postoronnymv@yandex.rumedicina-s@yandex.ru

Краткие сведения об авторе: В 1988 году окончил Тюменский Государственный Медицинский Институт по специальности общая терапия; далее интернатура на кафедре психиатрии; затем некоторое время работал на кафедре клинической психоневрологии; далее совмещал преподавательскую деятельность с исследованиями в области немедикаментозного лечения психо-соматических заболеваний; до полного развала СССР возглавлял Западно-сибирский филиал Всесоюзного института ЭНИОлогии; затем на деньги коммерческих организаций занимался экспертизой инновационных технологических и методологических разработок в сфере традиционной медицины; с 2004 года  работаю в Лечебно-диагностическом Центре «Медицина-С», где занимаюсь исследованиями в области медицины; автор трилогии «Рождение мага», повести «Ба, опять мессия!», сборника повестей «Сказы Капкыдадыча», психологических эссе «От экстрасенса слышу!», «Беседы по восприятию» и др.    

Просмотров: 105 | Добавил: Basik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

  • Счётчик
  • Счётчик
  • Счётчик