Евгений Кустов (Лучинкин) Персональный сайт "Занимайся духовным развитием,
но при этом не забывай выносить за собой мусор!" Рам Цзы

Форма входа
Меню
Наши друзья
ТЕГИ
Изба Читальня
Поиск
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лаборатория Архетипических Исследований

Феномена Одиночества МУФО Санкт-Петербург

 руководитель Кустов Евгений Васильевич

О священном браке Психе и Сомато (9).

 

«У врача не должно быть никаких фиксированных понятий о том, что правильно... 

если нечто кажется мне ошибкой, но оказывается более эффективным, чем правда, то я должен следовать ошибке, ибо в ней - сила и жизнь».

К.Г. Юнг.

 

«(…) каждая вещь имеет разнообразные аспекты, к которым порой предпочтительно подступаться эмпирически, порой поэтически или с философских позиций. Между этими основными позициями должно соблюдаться диалектическое соответствие, раскрывающее их взаимозависимость и комплементарность».

В. Зеленский

 

«Цель терапевта не в том, чтобы вернуть отклоненную психику к некоему стандарту. Лечение души есть вспомоществование индивидуации».

К.Г. Юнг.

Уважаемый читатель может вполне насладиться тем фактом, что живёт в эпоху, когда его  развитие способности разумения мироустройства привела к осознанию органичной неразделимости пространства души и физики тела. Прежняя искусственная сепарация видимых и невидимых процессов уступила место прагматичному пониманию интегрированной взаимозависимости и взаимопроникаемости всего многообразия феноменов природы. В научных трудах пространство души уже не просто упоминаются как феноменологическое  понятие, а приводятся результаты целенаправленных исследований (см. труды Ухтомского, Юнга, Хиллмана, Лебедько, Найдёнова). Появились целые направления науки, изучающие видимые и невидимые составляющие человека – имагинальная психология, психосоматика. Целостный подход к восприятию причин, следствий и развитию психического и соматического регистров заболеваний уже приносит обнадёживающие результаты в лечении человека. Теперь терапевт имеет возможность способствовать естественному воссоединению (6) психе и сомато (1)

«Психосоматическое признание недуга начинается с осознания того факта, что, человек, как существо обладающее так называемыми высшими нервными функциями, при столкновении с окружающим миром, реагирует на него не только стереотипными рефлекторными реакциями, но так же и достаточно тонко индивидуальными реакциями своей психики. Это приводит к тому, что в любой ситуации, как болезни, так и выздоровления, на лицо оказываются два факта. Первый – гомеостатическое поддержание жизни: как тела, так и психической стабильности. Второй - требование, как внутреннее, так и внешнее, к постоянному эволюционному, то есть постепенному развитию, другими словами, изменению» (2).

Обращаю внимательного читателя к общепризнанному факту физики, который говорит  о том, что развитие природного явления как процесса происходит по пути наименьшего сопротивления. И ваше внимание не может не прийти к очевидному выводу, что «постоянное эволюционное, то есть постепенное развитие, другими словами, изменение» по А. Лаптеву (2) может происходить лишь против законов природы, верней преодолевая их оптимальность, то есть, нарываясь на гомеостатическое сопротивление установленного порядка. Ибо «в результате этого отчётливо адаптивно (или компенсаторно) проявляется состояние динамического равновесия, названное французским физиологом К. Бернаром «гомеостазом». Таковое состояние гарантирует выживание индивидуальное, групповое и видовое в окружающей среде и в мире» (2).

Заметьте «выживание», но не жизнь. Посему - хочешь изменений и развития, хочешь обрести яркую и полную жизни судьбу – тогда готовься к тотальному столкновению с силами и законами природы. «Мы работаем против природы, но природа  есть относительный термин. В этих концентрических кругах миров внутри миров, если вы работаете против природы, вы работаете против одного концентрического круга, но это может не быть работой против  другого круга. Это все не есть одна природа; вы не можете работать против природы извне  природы; если вы выходите из одной природы, вы находитесь внутри другой природы» (4).

Если использовать расклад человеческого восприятия предложенного г. Делёзом и месье Лаканом, то Действительность через доминанту Воображаемого или переживание через доминирование Реального выглядит и проживается качественно по-разному. Если Мир через Реальное является более чем определённым и ускользающим, то Мир через Воображаемое – это скорее проявление ризомального Принципа «Всё Может быть» и «Всего может не быть», т.е. возможно всё – мир человека ограничен лишь возможностями его собственного воображения.

И  через пространства Символического, и через Реальное, и через сферы Воображаемое могут происходить процессы исцеления. А, если учесть что в Действительности нашей повседневной жизни все составляющие троицы восприятия месье Лакана являются в неразрывной взаимосвязи, то врач применяющий принципы психосоматического ремесла и человек, использующий шаманские практики вовлечены в процессы многозначного Символического, Воображаемого и Реального (7). Их практики могут эффективно работать лишь в ключе включенности, контакта и диалогичности по всем трём составляющим восприятия (8).

Предлагаю рассмотреть случай из практики архетипического исследования в теме настоящей статьи.

 

 

Протокол архетипического исследования (АИ) природы соотношения психического и телесного от 8.02.2014 (видеосъёмка)

 

Ведущий – Кустов Е.В. (ведущий АИ и МТ). Запросивец – Екатерина Д. 24 года (журналист).

Запросивец (З) (озвучивает тему своего запроса) – Отвергаю своё тело и всё, что с ним связано. Сколько себя помню – отношение к своему телу было негативным, почти брезгливым. Хотя все окружающие уверяют меня, что я красивая… Не могу в это поверить! Ну, не могу!!!

Ведущий (В) – А тебе понятна разница между впечатлением и фактом о происходящем событии? Первое - из области воображаемого, а второе напрямую и косвенно – из сферы реального

Участник АИ – Как у тебя получается – тебе Серёжа (муж), я и другие твои знакомые говорят, что ты красивая и привлекательная, но ты упорно гнёшь линию на отвержение того, что дано тебе от природы!?

З. – Ну да, я считаю, что вы мне льстите… Я вообще просто отмахиваюсь от всех позитивных характеристик в свой адрес…

В. – Я тебе предлагаю принять участие в архетипическом исследовании этого весьма распространённого в современном обществе явления. На символическом языке имагинальной психологии Союз психического и телесного звучит как Священный Брак Психе и Сомато. Тебе это интересно?

З. – О, конечно, интересно… Интересно и страшновато. У меня чувство страха и беспокойство – а вдруг откроется нечто… Я даже сама не могу определить, что это «нечто», но оно меня пугает! Я туда боюсь заглядывать…

В. задаёт проясняющие вопросы по определению страха перед непонятным и помогает конкретизировать переживания связанные с темой «отвержением своего тела». В. так же отмечает, что во время общения З. сидит в закрытой позе (нога на ногу, туловище сползло на стуле), на лице выражение «неуверенности и неприятия». Жесты кажутся небрежными, как будто З. что-то пытается от себя отбрасывать.

В. – А чего ты хочешь от предстоящего архетипического путешествия?

З. – Ну, меня совсем не устраивает такое положения вещей. Я ведь осознаю, что моё отношение к телу не помогает мне жить. Но это понятно на уровне ума. А как примирить текущее отношение к телу, к самой себе – я не знаю… Но очень хочу! Если есть какое-то отношение, то оно… специфическое. Больше, конечно, негативное. С детства я считаю себя девочкой с дурацкими пропорциями. А трудности с миром разрешаю через болезни. Мне проще заболеть или травмироваться, чем преодолевать какие-то возникающие проблемы (рассказывает характерный пример из жизни – чтобы не идти на нелюбимую работу – простывает или «нечаянно» травмируется).

В. задаёт уточняющие вопросы о том, как происходят контакты З. в нежелательных ситуациях и как она обходится с телом и реагирует на свои переживания.

В. – По твоему запросу проявился архетип Лады (10).

З. – Я, почему-то, думала, что проявится Афродита. Они ведь схожи…

В. – Ну, в чём-то они схожи… В чём-то. Лада, если ты забыла, – богиня славянского пантеона (В. озвучивает имеющуюся у него информацию об архетипе Лады).

З. – Здорово, что Лада пришла! Мне очень откликается этот архетип!

В. предлагает З. выбор – сгустить архетип на саму З. или на одного из участников АИ, чтобы Лада провела «ритуал», процедуру по священному браку Психе и Сомато. З. выбирает второй вариант. В. предупреждает участников АИ о том, что тема является общей, коллективной по своей сути, и необходимо внимательно наблюдать за тем, что будет откликаться у каждого во время процесса архетипического исследования.

В. (к З.) – Есть вопросы перед началом?

З. – У меня перед началом общения с архетипами обычно возникает ступор – что у них спрашивать?

В. – Это в твоей компетенции - что тебе и как себе разрешать в общении с архетипами. То, как мы общаемся с архетипом, само по себе является феноменологией процесса. Когда начинается процесс общения, всегда есть вопросы и есть ответы на них. Когда их нет, то это тоже послание о твоих процессах, о твоих переживаниях, о твоём взаимоотношении с собственными внутренними смыслами. Тем более что уже само имя Лады у тебя, наверное, вызывает ассоциации с понятиями «быть в ладу», «ладить», «ладно» – вербальный эквивалент согласия. Теперь посмотри, кто из участников у тебя ассоциируется с архетипом Лады. В зависимости от этого архетипическое исследование превратиться в действо-ритуал, феноменологическую процедуру или в нечто совсем непредсказуемое.

З. осуществляет свой выбор.

В. – Объявляю для всех присутствующих: тема предстоящего АИ может затронуть каждого, так как практически у каждого из современных людей нарушена естественная связь между телом и психикой. Поэтому обратите внимание на феноменологию процессов через отклик на происходящее. И постарайтесь не панибратствовать с проявленным архетипом. Ибо Лада - всё же богиня. Начнём с того, что отметим - какая атмосфера царит перед началом процесса?

З. (с улыбкой смущения на лице) – Во мне есть ощущение чего-то торжественного… Такое же у меня было вчера перед открытием олимпиады в Сочи. Нечто большое, могучее и… славное!

В. (к участникам АИ) – С вами тоже происходит нечто подобное в атмосфере действа? (Почти все участники откликаются, что с ними происходят схожие переживания)... Вот и я воспринимаю эту торжественность как некий нисходящий поток энергии. Настолько сильный, что он вызывает во мне тревогу.

З. (делает широкий жест руками над своей головой) – У меня тревоги нет. Мне хочется улыбаться.

В. – Теперь посмотри, что у тебя за состояние? Что в теле происходит? Какие чувства переживаешь?

З. – В теле трепет… Есть нервозность. Неудобно стало сидеть… И мне становится как-то страшновато.

В. – У меня твои переживания ассоциируются с ожиданием экзамена.

З. – (потирая колени) Ну да… Как будто я сейчас встречусь с человеком, который мне будет задавать трудные вопросы.

В. – Похоже, ты уже заранее навязываешь собеседнику некую роль. Уж наверняка Лада тебя не будет экзаменовать.

З. (опускает голову и прячет лицо) – Ну да - ну да…

Воплощение архетипа Лады. После воплощения Лады на лице участницы АИ появилась сияющая улыбка.

В. – Лада Ты с нами? Разреши с Тобой пообщаться? (согласие получено) Мы пригласили тебя для того, чтобы ты помогла нам разобраться в вопросах разобщённости души и тела, а так же провести ритуал Священного Брака Психе и Сомато. Мы Тебя пригласили по теме?

Лада – Да.

З. (с придыханием и почти шёпотом) – Здравствуй, Лада!

Лада (радостно) – Здравствуй!!!

З. – …Я тебя очень хочу попросить провести этот ритуал…

Лада – Это возможно.

З. (весело и с видимым облегчением смеётся) – А что требуется от меня?

Лада – Для тебя это ритуал – Распустить Цветок желаний. Закрой глаза.

З. – О, я вижу множество маленьких, сиреневых цветочков… Они необыкновенного сиреневого цвета и светятся. Очень красиво! (с восторгом) О, у них лепестков всё больше и больше!!! Это внеземные цветки…

Лада – Теперь вдохни.

З. – (после долгой паузы, прислушиваясь к себе) Очень тонкий аромат. Отдалённо напоминает аромат духов, которые я слышала когда-то…

Лада – Посмотри на цветы. Какие они сейчас?

З. – Чем-то похожи на пионы… У них всё больше и больше становится лепестков. И у них просматривается жёлтая сердцевина (переходит из множественного числа в единственное). Запах от него становится ощутимо крепче… Он сейчас на каком-то тёмном поле. Цветок сам по себе светится.

Лада – Какого он размера?

З. – Он очень маленький. Сейчас я нахожусь в центре Цветка. Его сердцевина как большая круглая зала. Когда я смотрю наверх, лепестки очень высоко надо мной и за кругом лепестков я вижу звёздное небо.

Лада (что-то тихо шепчет) – Дай мне свои ладони.

З. – Я начала видеть бабочек. Они вьются вокруг Цветка и светятся.

В. отмечает, что синхронно видит появление бабочек в картине сиреневых цветков.

З. (радостно) – Ещё солнышко появилось!

Лада – Осмотрись. Что ещё видишь?

З. – Теперь я вижу стебель Цветка… Мне начинает мешать то, что на мне одето. Вокруг меня воздух сгустился и будто меня не пускает. Особенно слева…То есть я начинаю двигаться, а оно меня не пускает… (крутит головой) Я во что-то упираюсь! Как будто я не по воздуху двигаюсь, а упираюсь в какую-то мягкую стену… с трёх сторон… Я оказалась в каком-то квадрате… Сейчас появились цвета – сиреневый и фиолетовый… Красивые. Яркий и насыщенный цвет! Пространство начало пульсировать. Всё превращается в пульсирующий шар в ритме вальса. (с изумлением) Я будто превратилась в девочку из мультфильма «Щелкунчик»!!! Я что – девочка из «Щелкунчика»?!!

Лада – Какие у тебя ноги?

З. – Ой, я могу переключать картинку на взгляд со стороны. Я действительно – девочка из этого мультика!!! У меня тонкие ноги. Я стройная! Я обута в туфельки. Картинка иногда мерцает – то так, то так… Стебель начинает раскачиваться! Боюсь упасть с цветка!!! Я становлюсь больше…

Лада – Не бойся.

З. – Ноги начинаю чувствовать, что они в тряпичных туфельках… Мне хочется плакать…

Лада – Я начинаю ритуал Передачи невербального послания. Твой Цветок начал распускаться.

Тело З. пригибается как от тяжести.

В. – лада, что ты можешь нам сказать про разобщённость души и тела.

Лада – Теперь от вас требуется Внимание! Внимание!!!

В. (к Ладе) – То, что ты сейчас делаешь – это восстанавливает связь души и тела?

Лада – Да.

З. со слезами на глазах благодарит Ладу. Лицо З. озарено светом внутреннего свечения. На щёках проявился румянец. После благодарности В. отпускает Ладу.

Обратная связь.

Участник АИ (Татьяна - дизайнер) – В самом начале меня стащило в сон. И я так сладко поспала – не передать! Сквозь сон слышала голоса. Дремать мне было очень уютно. Сама Лада у меня ассоциируется с ладьёй. Причём река, по которой она плывёт, спокойная. На носу этой ладьи стоит женщина. У меня текущее переживание такое будто мне было во время общения З. с Ладой уютно, а сейчас я выброшена в неуютный мир. Как в чреве матери тепло, уютно, а в миру живи как хочешь.

Участник АИ (Сергей – менеджер) – Я тоже заснул в самом начале появления Лады.

В. – Да, это было заметно. Ты ведь заснул почему-то. Что у тебя было за состояние?

Участник АИ (Сергей – менеджер) – Сильно захотелось спать – я и спал. Голос у Лады был убаюкивающий. Мне было хорошо и приятно. Сейчас мне по-прежнему хочется спать. Ещё бы поспал. Атмосфера здесь сильно способствует сладкому сну… Про свои чувства? У меня всегда были трудности с определением своих переживаний. Неопределённость внутри, каша… Меня про чувства спрашивают, а я не знаю что ответить.

В. Начни хотя бы в грубой форме идентифицировать свои переживания на уровне чувств – комфортно – не комфортно, приятно – неприятно, уютно – не уютно. И отмечай, где эти переживания откликаются в теле.

Участник АИ (Сергей – менеджер) – Про тело мне вообще не понятно. Я не знаю, вижу я своё тело или нет. Голова, руки, ноги… Ну ноги, ну голова. Куда направляю своё внимание, то и вижу.

В. – Опиши своё тело метафорически.

Участник АИ (Сергей – менеджер) – Сразу вижу девочку из мультфильма «Фильм, фильм, фильм». Все от неё чего-то хотят, а она живёт своей жизнью.

 Участник АИ (Олеся – менеджер) – Я до сих пор переживаю сильное напряжение в теле (З. выбрала Олесю для воплощения Лады). Мне было очень приятно переживать присутствие Лады. Я Знала Что делать и Как передавать образы. Я видела перед собой очень красивую девушку. Катю мне было очень приятно созерцать. Для меня самой Катина тема не менее актуальна. Я удивлена, какой яркостью были пронизаны все картинки Катиных переживаний. Сопереживание присутствия Лады подарило мне возможность быть в процессе архетипического путешествия здесь и сейчас, без всяких отвлечений, полно и в объёме. А я обычно всегда на что-то отвлекаюсь, и меня куда-то уносит. Хочу сказать, что Цветок в переживаниях Кати - это тело. Чтобы произошёл определённый процесс, которого мы так хотим – соединения души и тела, вроде мы всё в отдельности рассматривали и корень, и стебель, и верхушку, но всё вместе ощутить не удавалось. Поэтому путешествие находится то в одном, то в другом месте, словно ты знакомишься со своим телом. По частям! А кульминация Священного Брака, когда Цветок распускается. Из Катиного ощущения, что её  тело маленькое или большое – оно как бы нестабильное. Ты (к З.) не чувствуешь в теле баланса. Или только в душу, или только в тело… Не знаю как объяснить… В конце АП, когда ты со своим телом познакомилась, ты побывала в разных его точках, ты обрела знание, что твоё тело это огромное Поле, огромное пространство, что ты не маленькая песчинка в корне или в стебле, а тебе открываются совершенно другие возможности. Ты себя ощущаешь в теле и всё начинаешь видеть по-другому! А до этого твоё восприятие было через точку, которое то тут, то там. И вокруг многообразие мира тебе было недоступно. В результате мы ни окружающих, ни себя не чувствуем. Происходящее даже не в фокусе твоего внимания!

В. (к Олесе) – Ты рассказываешь, а я вспоминаю свой разговор с Сергеем (см. выше). Типа, про тело ему вообще не понятно. «Я не знаю вижу я своё тело или нет. Голова, руки, ноги… Ну ноги, ну голова». Вода – мокрая, небо – голубое… Чего ещё?

З. – У меня ведь было завершающее вИдение – я превратилась в девушку восточного типа. Она как бы изнутри была способной чувствовать Силу Цветка. И она начала кружиться в каком-то танце. Всё для меня было интересным, сказочным. Очень мне было интересно общаться с Ладой. Всё общение с Ладой располагало к максимальной искренности и открытости. Вообще!!! Я открылась, как только могла!

В. (к З.) – Есть ли у тебя сейчас ощущение завершённости? Есть ли потребность ещё что-то добавить для восприятия полного гештальта?

З. – У меня нет ощущения полной завершённости, какой–то точки. Но  я пока не испытываю потребности завершать. У меня есть переживание ЗАПУСКА…

В. – А можешь ли ты позволить себе вот этот образ восточной девушки присвоить себе?

З. – Это трудно… (с чувством) А скажите ещё раз: Вот этот образ – это я и есть!

В. – Этот образ – ты и есть. И это - безусловно. Это не просто плод твоей фантазии. Это совокупное выражение процессов твоего внутреннего мира в результате твоего АИ.

З. (вдумчиво) – Я не могу, но я очень хочу!

В. – А как один из образов себя?

З. (неуверенным голосом и медленно) – …Как один из образов – могу... Наверное я ещё с ней незнакома. (с твёрдостью в голосе) Она мне нравится!

Участник АИ (Олеся) – Тебе, как ей, нужно сейчас покружиться в танце.

В. – Положи себе ладонь на область сердца и продолжай присваивать возникший образ себя.

Закрыла глаза и проговаривает вслух.

В. (к З.) – Ещё что-то добавишь?

З. – Пожалуй, что не добавлю.

В. – Маленький комментарий. Обратите внимание на атмосферу, которая воцарилась в данный момент. Для меня она исполнена пастельными тонами и в цвете, и в звуке и даже в возникающих запахах. Во время архетипического путешествия с Ладой у меня возникло удивительное переживания синхронности моих образов и образов переживаемых вами картин. (к З.) Ты вот бабочку увидела. И буквально за несколько мгновений я увидел проявившихся у Цветка светящихся мотыльков. Твои переживания в унисон совпадали с моими. Причём ведущим впечатлением этой синхроничности было проживание естественности, присущей от природы эмпатии. От Лады я услышал во время завершающей передачи Послания тебе ключевую информацию…

З. – …Принимать То, что нас Создаёт и Питает!

В. – …Да. У нас прервана с этим связь.

З. – А с чем с этим? С родом…

В. – Я не знаю. У каждого в этом Послании свои смыслы. И я думаю, что полученное тобой Послание – это повод для продолжения исследований. Хочется сказать Сергею, что наша логика спасает от иррациональности чувственных переживаний. Для логики рацио все картинки из процессов, прожитых нами в пространстве воображения, объявляется абсурдностью и нереальностью. Связь с полнотой проживания через тело в результате блокируется.

Читать дальше »»»

 


  • Счётчик
  • Счётчик
  • Счётчик